Разъяснение
01.01.2025 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
01.01.2025 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которым гражданам, являющимся инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода) либо достигшим возраста 80 лет, устанавливается надбавка на уход к пенсии в размере 1200 руб. в месяц.
Надбавка устанавливается без истребования от пенсионера каких-либо заявлений или подтверждающих документов, на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений о гражданине, признанном инвалидом, содержащихся в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».
При установлении одновременно двух пенсий (по старости и инвалидности) надбавка будет установлена только к одной из пенсий. В случае прекращения выплаты пенсии, к которой установлена надбавка на уход, она устанавливается к другой пенсии со дня прекращения выплаты пенсии.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения об установлении надбавки на уход извещает об этом гражданина или его законного представителя.
Величина надбавки для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на весь период проживания получателей пенсий в этих районах и местностях.
С 01.01.2025 уточнен перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи
Установлено, что при расчете среднедушевого дохода не учитываются:
— денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках нацгвардии и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов, потерявшим кормильца;
— компенсации, предоставляемые взамен обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучение которого организовано на дому; — пособия и иные аналогичные выплаты, а также алименты на ребенка, который не включен в состав семьи, либо умер, объявлен судом умершим либо признан безвестно отсутствующим;
— единовременные выплаты сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны и других органов, в которых предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках нацгвардии и имеющим (имевшим) специальные звания полиции, или членам их семей, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью в связи с участием в боевых действиях. Одновременно установлено, что при расчете среднедушевого дохода учитываются:
— денежное довольствие (денежное содержание) лиц, проходящих службу в войсках нацгвардии и имеющих специальные звания полиции;
— доходы от реализации имущества, учитываемые в размере налоговой базы по доходам от продажи имущества или доли (долей) в нем.
Государственный служащий, сообщивший о фактах коррупции, под защитой государства
Ратифицировав Конвенцию ООН против коррупции, Российская Федерация обязалась принять данную Конвенцию за правовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, поэтому защита указанной категории лиц является важнейшей задачей государства. Так, согласно с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.
В соответствии с п. 21 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам, сообщившим о фактах коррупции.
Согласно данной норме вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лица, замещающего должность в государственном органе, сообщившего в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, рассматривается (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.
Кроме того, лицам, намеревающимся сообщить о фактах коррупции федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, и подведомственными им учреждениями, юридическими бюро, органами прокуратуры и другими организациями оказывается бесплатная юридическая помощь, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.
Увеличены штрафы за нарушения при продаже сигарет, вейпов и алкоголя
Федеральным законом от 3 февраля 2025 года № 1-ФЗ в статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым за реализацию несовершеннолетнему, например, сигарет или вейпа должностное лицо оштрафуют на сумму от 500 тыс. до 700 тыс. рублей, а компанию — от 1,5 млн до 2 млн рублей.
Увеличены штрафы за розничную торговлю, в частности, табачной и никотинсодержащей продукцией без соблюдения ряда ограничений. Введена ответственность за повторный проступок.
— для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей за первое нарушение и от 50 тыс. до 90 тыс. рублей — за повторное;
— для организаций — от 90 тыс. до 120 тыс. рублей за первое деяние и от 120 тыс. до 150 тыс. рублей — за повторное.
Также усилена ответственность за оборот упомянутой продукции и алкоголя без маркировки, предусмотренную статьей 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, должностные лица заплатят от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, организации — от 1 млн до 1,5 млн рублей. Вместе с финансовой санкцией назначают и конфискацию предметов нарушения.
Изменения вступили в силу 14 февраля 2025 года.
Уголовная ответственность за коррупционные нарушения
Для эффективного и успешного развития общества, обеспечения безопасности и благосостояния государства и проживающих в нем граждан важную роль играет борьба с преступностью, в том числе с преступлениями коррупционной направленности, а также правонарушениями указанной категории.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Одним из важных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Важно отметить, что орудием в руках системы правоохранительных и надзорных органов, органов судебной власти в борьбе в коррупционными преступлениями является Уголовный кодекс Российской Федерации.
Так за получение взятки статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено суровое наказание, не ограничивающееся исключительно штрафом, который доходит до 1 миллиона рублей, а в отдельных случаях и до 5 миллионов рублей, но может быть назначено и наказание в виде лишения свободы до трех лет, а в отдельных случаях, в зависимости от размера взятки, и до 15 лет лишения свободы. Наказание также предусмотрено и за дачу взятки. Статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве максимального наказания в виде штрафа – 4 миллиона рублей, а лишение свободы – до 15 лет. Не последнюю роль играют и меры по профилактике коррупции, среди которых важную роль играет формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Поэтому примечание к статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет следующее положение: «Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки».
Действия при вымогательстве взятки
По закону под коррупцией понимаются дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Взяткой могут быть как материальные ценности (чаще всего денежные средства, движимое и недвижимое имущество), а также услуги и выгоды имущественного характера.
Если Вы попали в ситуацию, когда на бытовом или деловом уровне вымогается взятка, необходимо: не паниковать, выслушать поставленные вымогателем условия передачи взятки, по возможности записать разговор на электронные носители, постараться перенести вопрос о передачи взятки на другое время, выяснить у коррупционера о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки и незамедлительно сообщать в правоохранительные органы, любое отделение полиции, в которое Вам будет удобно обратиться.
Предоставленная Вами информация о вымогательстве взятки позволит оперативно отреагировать и пресечь совершаемое преступление, привлечь виновного к установленной законом ответственности.
Следует учесть, что предоставленные Вами правоохранительным органам сведения должны быть объективными, действительно отражать сложившуюся ситуацию. За заведомо ложный донос о совершении преступления в соответствии со статьей 306 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Также, в соответствии с действующим законом, взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет установлен факт вымогательства взятки или добровольное сообщение им в правоохранительные органы о содеянном. Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
С 1 марта 2025 года заработают изменения в ТК РФ о наставничестве
С 01 марта 2025 года Трудовой кодекс Российской Федерации, дополнят статьей с особенностями регулирования труда наставников. Поручить такие функции специалисту можно будет с его письменного согласия. Под ними подразумевают помощь коллеге в овладении навыками работы по профессии или специальности. Содержание, сроки, форму выполнения обязанностей и плату за них потребуется указать в трудовом договоре или допсоглашении.
С 1 марта 2025 года заработают поправки с гарантиями для контрактников
Работодателей обяжут приостанавливать действие трудового договора со специалистом на весь срок контракта о прохождении военной службы в период мобилизации, военного положения или в военное время. Пока гарантия закреплена в ТК РФ с отсылкой к норме, где срок контракта ограничен (год или меньший период).
Аналогично изменят время предоставления гарантий родителям с детьми определенного возраста, если другой родитель проходит военную службу по данному контракту.
Дополнительные меры государственной поддержки лиц, страдающих сахарным диабетом
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Сахарный диабет включен в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, в связи с чем, отношении соответствующих больных приняты и реализуются дополнительные меры государственной поддержки.
Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» при амбулаторном лечении сахарного диабета лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включая инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Кроме того, в случае признания лица, больного сахарным диабетом, инвалидом, у него возникает право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания в соответствии со статьями 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, входят иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания уровня глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Фиктивная регистрация иностранных граждан
Фиктивная регистрация иностранных граждан — это серьёзное правонарушение, которое влечёт за собой юридическую ответственность как для самих иностранцев, так и для лиц, предоставивших такую регистрацию. Фиктивной регистрацией считается постановка на учет иностранного гражданина без намерения предоставить ему реальное место проживания или пребывания.
Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию установлена статьей 322.2 Уголовного Кодекса РФ. Эта статья применяется в тех случаях, когда лицо предоставляет жилье иностранцу без реального намерения проживать там, либо регистрирует его по подложным документам.
Наказание по статье 322.2 УК РФ предусматривает штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового
Иностранцы, уличенные в фиктивной регистрации, могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 18.8 и 18.9 КоАП РФ, что грозит штрафом и возможным выдворением из страны.